В давние-давние времена жил охотник по имени Тобыктай. Жена его уже состарилась, но детей у них так и не было. Оба они были добрыми и честными людьми, все их любили и жалели за то, что бог не наградил их детьми. Тосковал без детей Тобыкбай. Сказал он однажды жене: — Я уеду на три месяца на охоту. Если до моего возвращения родишь ребенка, быть нам вместе. А не родишь — возьму другую жену!— Сел на коня и отправился на охоту. Растерялась жена Тобыкбая, не знает, как исполнить волю мужа. Заплакала она. Все дни думала о мальчике, которого бог ей так и не послал. Сидела она как-то, размышляла о своем горе. Остался у нее комочек теста. Стала в задумчивости лепить из нее фигурку мальчика. Потом захотела разжечь очаг во дворе. Раздувает огонь и вдруг слышит: — Ребенок плачет! Ребенок плачет! Обернулась она и видит: сидит на верхнем ободе юрты птица кричит: — Ребенок плачет! Тут она и сама услышала детский плач в юрте. Вбежала в дом i глазам своим не поверила: куколка из теста исчезла, а на ее месте на столе лежит хорошенький малыш и плачет заливается, бьет пс столу ногами. Бросилась женщина к ребенку: — Услышал аллах мои молитвы! Счастье ты мое! Почувствовала она, как иссохшие груди ее наполнились и из сосков потекло молоко. Прошло три месяца. Вернулся домой Тобыкбай. Протянула ему сына жена: — Выполнила я твое условие, вот твой сын! Не поверил Тобыкбай: — Скажи правду. Как ты могла за три месяца родить ребенка? Ты или выпросила его у кого-нибудь, или купила, или выкрала. Жена стоит на своем: — Сама родила — и все. Твой сын. Не верит Тобыкбай. Рассказала тогда ему всю правду: в задумчивости вылепила из теста куколку, как услышала крик птицы счастья, как куколка превратилась в ребенка. Снова не верит Тобыкбай: — Я соберу всех женщин аула и дам каждой по яблоку. Все будут одеты одинаково. Среди них будешь и ты. Пусть все протянут мальчику свое яблоко. У кого из рук он возьмет, та и есть его мать. Согласна ли ты? — Согласна,— отвечает жена. Собрал Тобыкбай всех женщин аула, всем дал одинаковую одежду. Прошли женщины одна за одной мимо мальчика, каждая протягивает ему яблоко. Мальчик молчит. Последней стала проходить мимо него жена Тобыкбая. Увидел ребенок в ее руке яблоко, радостно потянулся к нему. Обрадовался Тобыкбай. Бросился к сыну, поцеловал в щеку. Устроил Тобыкбай той, созвал множество гостей, нарек сына именем Нанберген. Рос Нанберген не по дням, а по часам. Стал он могучим и рослым джигитом. В десять лет прославился он в округе умом и меткостью. Прослышал он как-то, что в горах Шурканды живут два славных охотника и богатыря — Темир-батыр и Су-батыр. Никто не мог соперничать с ними в силе и храбрости. Решил джигит отправиться к ним, пожить вместе с богатырями, научиться у них воинскому искусству. Сказал об этом родителям, Жалко было им расставаться с единственным сыном, но собрали его в дорогу. Шесть месяцев и шесть дней ехал Нанберген, пока достиг стоянки батыров. Приняли они его хорошо. Назвали его Нан-батыр — Хлеб-богатырь. Стали они жить втроем в горах Шурканды, где не селились другие люди. Лишь дикие звери бродили окрест. Построили из сосновых бревен дом: стены в семьдесят бревен, двери — в семь бревен толщиной. Двое ходили на охоту, один оставался дома и готовил ужин. Как-то Нан-батыр и Темир-батыр отправились на охоту. Дома остался Су-батыр. Когда мясо в огромном тай-казане уже сварилось, снаружи раздался чей-то голос: — Эй, открой дверь! Голос не был похож на голоса его друзей, да и время возвращаться им еще не подошло, поэтому Су-батыр не обратил на него никакого внимания. Снова раздался голос: — Эй, открой дверь! Су-батыр даже ухом не повел: будет он из-за каждого встречного поперечного утруждать себя дверь открывать! Вдруг раздался страшный грохот, дверь сорвалась с петель, упала посреди дома. Обернулся Су-батыр, видит: входит в дом седенький старичок ростом в пядь, с бородой в семь пядей. — Давай мясо!— с ходу сказал старичок. — Не дам!— ответил Су-батыр. Усмехнулся старичок, схватил Су-батыра, наступил ногой ему на шею, разом проглотил мясо в казане вместе с костями и ушел. Су-батыр так и остался сидеть на полу с разинутым ртом. Вечером вернулись Нан-батыр и Темир-батыр. Смотрят — казан пуст, бледный Су-батыр сидит на полу. ,— Что случилось? Где мясо? Рассказал Су-батыр обо всем. Посмеялись над ним друзья: — Что ж ты не смог справиться со старичком ростом с кулачок? На следующий день дома остался Темир-батыр. Ночью друзья навесили новую дверь, еще прочнее прежней. — Если старичок придет, я его свяжу,— пообещал Темир-батыр. Сварил он мясо и стал ждать, когда придет старичок. За полдень снаружи раздался крик: — Открой дверь! Темир-батыр и ухом не повел. Рассердился старичок, пнул дверь и разом вырвал ее из петель. Увидел его Темир-батыр и рассмеялся. Старичок указал на казан. Темир-батыр отдал ему кости без мяса. Старичок мигом проглотил их и попросил еще. — Нет у меня для тебя мяса! Поди прочь, не то не сносить тебе головы!— сказал Темир-батыр. — Сам не дашь — отниму!— ответил старичок и бросился на него, Стали они бороться. Старичок ударил Темир-батыра об пол, наступил ему ногой на шею, мигом проглотил все мясо из казана и был таков! Возвратились охотники. Смотрят: лежит Темир-батыр на полу, посерел от страха. Говорит он друзьям: — Одолеть старичка невозможно. На нашу беду он здесь появился. Пока живы, надо отсюда уезжать. — Надо уезжать, надо!— поддержал его Су-батыр. Усмехнулся Нан-батыр и сказал: — Коль позволите, я тоже попробую померяться силами с этим старичком. — Куда уж тебе-то, если нам не удалось его одолеть! Да он сожрет тебя вместе с мясом из казана! Давай лучше, пока живы, убираться отсюда. Но Нан-батыр стоял на своем. — Ну что ж, пеняй на себя,— махнули рукой батыры. Наутро уехали оба на охоту, оставили дома Нан-батыра. В положенное время явился старичок. Закричал: — Открывай дверь! Открыл Нан-батыр дверь. Молча вошел старичок в дом и попросил мяса. Отрезал Нан-батыр кусочек и подал ему. Проглотил его старичок и еще просит. Дал ему Нан-батыр голое ребрышко без мяса. Старичок снова мигом проглотил и снова попросил. Схватил Нан-батыр старичка за бороду: — Вон отсюда! Рассердился непрошеный гость, схватился с джигитом. Долго они боролись. Наконец Нан-батыр поднял старичка, ударил об пол, подмял под себя. Поволок его за бороду и привязал его же бородой к толстой березе, что росла позади дома. А сам вернулся в дом и стал спокойно доваривать мясо. Вечером возвратились с охоты его друзья. Рассказал он им, что поймал старичка и привязал за бороду к березе. Не поверили те. После того, как наелись мяса до отвала, повел их Нан-батыр за дом. Не нашли они старичка: вырвал он березу с корнем и убежал. Поверили друзья, подивились силе Нан-батыра, признали его сильнейшим. Наутро сели батыры на быстроногих верблюдиц-жельмая, взяли в повод еще по одной верблюдице и пустились по следу беглеца. Три месяца, три дня гнались, пока не обнаружили, что след теряется з земной трещине. Заглянули вниз — дна не видно. Побоялись Су-батыр и Темир-батыр спуститься в пропасть. Пришлось это сделать Нан-батыру. Взял он саблю, обвязался арканом и стал спускаться. Друзья поддерживали его и, когда кончался аркан, привязывали другой. Сто сорок арканов пришлось связать, пока достиг Нан-батыр дна. Огляделся он: видит высоченный свод, а под сводом — видимо-невидимо человечков ростом с пядь, с бородами в семь пядей. Набросились они разом на Нан-батыра. Выхватил Нан-батыр саблю и давай сечь налево и направо! Покрошил-покромсал человечков и пошел осматривать подземное царство. Видит перед собой железную дверь. Открыл ее — она битком набита людьми, привязанными цепями к стене. Увидели его люди, закричали-загалдели: — Я худой, вон тот жирный! Я худой, вон тот жирный. Удивился Нан-батыр: — Что это значит? Не пойму вас, я человек с поверхности земли. Тогда один из прикованных поднял голову и сказал: — Здесь, под землей, живет старичок ростом в пядь, с бородой в семь пядей. Он выкрал нас с поверхности земли и держит здесь. Каждый день он режет человек по десять и съедает. Поэтому, когда открывается дверь, мы кричим, что мы худые: на съедение выбирают самых жирных из нас. А жить хочется всем. Освободил Нан-батыр узников: — Ну, а теперь выбирайтесь отсюда кто как может! А сам пошел дальше. Видит еще одну дверь. Открыл ее — а там сидит невиданной красоты девушка. Подле нее лежит старичок, который вырвал с корнем березу и бежал. Увидел он Нан-батыра, бросился на него. Мигом выхватил джигит саблю и отрубил старичку голову. Вскочила со своего места девушка: — Братец ты мой, знать, суждено мне увидеть человека с поверхности земли. Я единственная дочь старика Сабаза. Год назад попала в руки этих злодеев. Спаси меня! С первого взгляда полюбил Нан-батыр девушку. С первого же взгляда девушка полюбила Нан-батыра. Порешили они по выходе на поверхность земли стать мужем и женой. Снял Нан-батыр с пояса аркан, привязал его к поясу девушки и говорит: — Сейчас два моих друга вытащат тебя на поверхность земли. Потом сбросьте аркан и вытащите меня. Обрадовалась девушка. Подергал Нан-батыр аркан — два богатыря стали поднимать вверх девушку легко, словно листочек. Вытащили они девушку, изумились ее красоте и тут же оба влюбились в нее. Пошептались они между собой, чтобы девушка не услышала, и решили: «Если вытащим Нан-батыра на поверхность земли, не видать нам этой девушки. Поэтому давай убьем Нан-батыра: дотянем аркан до середины, а потом перережем. Упадет он на дно пропасти и разобьется. А девушка станет женой нам обоим». Привязали они камень к концу аркана и сбросили вниз. Через некоторое время снизу послышался голос: — Тяни! Обрадовалась девушка, ухватилась за аркан. Темир-батыр сказал ей: — Встань позади меня, мне тянуть будет удобней. Встала девушка позади батыров, тянет за аркан. А Темир-батыр незаметно вынул саблю и, когда вытащили половину аркана, перерезал его. — Ах, какая незадача, оборвался аркан!— говорит. Девушка стала просить их: — Спустите меня на целой половине аркана, может, я смогу соединить концы! — Теперь до облака ближе, чем до него,— ответили батыры. Собрались и уехали в местность далеко от гор Шурканды. Девушку забрал с собой. Упал Нан-батыр с огромной высоты и пролежал без чувств весь день и всю ночь. А когда пришел в себя, то увидел вокруг людей, который. вызволил из неволи. Рассказал он им о своей беде. Среди тех люде] оказался один старый лекарь-оташы. Выправил он сломанные кости Нан-бааыра, перевязал и в три месяца вылечил его трав: Собрали они в подземном мире сабли, лопаты, какие смогли найти, и стали делать ступеньки в стенке пропасти. Через месяц и десять дней выбрались они на поверхность земли. Попрощался Нан-батыр со своими спутниками, велел каждому отправляться в свои аулы, а сам направился а сторону гор Шурканды, С плачем и великой неохотой простились люди со своим избавителем. Обыскал Нан-батыр все окрестности гор Шурканды, но не нашел своих бывших друзей. Пошел он пешком дальше. Видит в степи бесчисленные стада и табуны скота. Спрашивает у пастуха: — Чей это скот? — Это скот Темир-батыра и Су-батыра,— отвечает пастух. — Есть ли у Темир-батыра и Су-батыра жены? Где их аул? — У них обоих одна жена на двоих,— отвечает пастух. Указал он дорогу к аулу своих хозяев. Пошел Нан-батыр и видит богатый аул. Приблизился он к самой богатой белой юрте и вошел в нее. Дело было в полдень, и Темир-батыр с Су-батыром пили чай, а девушка им разливала. Выхватил Нан-батыр саблю и отрубил обоим головы. С плачем встретила его красавица. Рассказала обо всем, что испытала от злодеев. Бесчисленные стада скота Темир-батыр и Су-батыр, оказывается, награбили у соседей. Раздал Нан-батыр весь неправедно нажитый скот прежним хозяевам, а сам взял с собой красавицу и вернулся в родной аул. Устроили родители Нан-батыра свадебный той. Стали они жить в мире и согласии, честным трудом наживая скот и заботясь о родителях. А от Темир-батыра и Су-батыра и памяти не осталось. Верно говорят: «Кто жаждет усобиц, тот потеряет голову в степи».