Давным-давно жил на свете старик по имени Естимес, и было у него три сына. Самого младшего звали Асаном. Еще смолоду и Асан был замечен в рискованных затеях и шалостях.
Однажды Естимес призвал к себе Асана и говорит: «Ну, сынок, выслушай мою предсмертную волю. Ты с ранних лет привык полагаться только на свою силу; не проходит дня, чтоб ты не затеял с кем-нибудь ссору. Оставь это».
Пришел смертный час, и Естимес скончался. Отныне его сыновья должны были сами заботиться о своем пропитании. Асан занялся охотой. В один из дней ему повстречались в степи трое верховых. Внезапно набросились они на одинокого охотника, вышибли его из седла, чтобы злодейски расправиться с ним. Но что стоило Асану осилить троих, когда он мог устоять и против десятка таких. Он скинул разбойников с коней и, отобрав у них оружие, воротился домой с богатой добычей.
Хан той страны, где жили братья, имел трех дочерей-невест. Когда настало время выдавать их замуж, хан объявил народу: «Я отдам своих дочерей тому, кто расколет большой черный камень пополам».
Много джигитов пытались добиться чести стать ханскими зятьями, однако черная глыба не поддалась никому. Наконец наступил черед Асану испытать себя. Условие хана было исполнено им в точности, но тот не торопился сделать обещанное. Каждый день хан придумывал новые задачи, одна коварней и труднее другой, чтоб отказаться.
Но куда бы Асана ни посылали, что бы ему ни поручали, он бесстрашно брался за любое дело и с успехом возвращался. Исчерпав все хитрости, хан был вынужден отдать дочерей Асану. Старших сестер Асан выдал замуж за своих братьев, сам женился на младшей и зажил припеваючи.
Братьям его жилось не хуже, да одолела их черная зависть, закралась им в душу и нашептывает: «Все мы рождены от одного отца, одной матери, почему Асану всегда везет больше, чем нам? Чем он лучше нас?» И братья замыслили недоброе против Асана, решили погубить его. Чтобы избавиться от младшего брата, им надо было узнать, что за сила его оберегает. «Выспросим у жены Асана,— рассудили братья.— Уж от нее он не станет скрывать свои тайны». Невестка призналась, что душа Асана обитает не в теле, а спрятана где-то далеко.
Братья поняли: им никогда не убить Асана. Но мысль, что он жив, здоров и счастлив, была для них невыносима. Оставалось одно — сделать младшего брата жалким калекой. Ночью, когда все пребывали в глубоком сне, средний брат встал с острым мечом у порога, старший что есть мочи закричал: «К оружию! Враг грянул!» Спросонья Асан метнулся к двери, а средний брат одним взмахом меча отсек ему обе ноги.
Старшие братья, которым беспомощный, истекающий кровью Асан ничем не мог помешать, быстро погрузили имущество на верблюдов и, захватив с собой невестку — жену Асана, откочевали, навсегда покинув его на брошенном становье.
Как-то Асан выполз из дома и увидел человека гонявшегося за косулей. Ему показалось странным, что незнакомец, настигнув косулю, зачем-то падает, а потом поднимается, упустив добычу. Асан наблюдал за ним, пока незадачливый охотник не заметил и не подошел к нему.
— Что ты делаешь? Для чего то падаешь, то поднимаешься?— спросил его Асан.
— Гоняюсь за косулей. Догнать догоняю, да поймать не удается — у меня всего одна рука. А если и поймаю, не могу ни разделать толком, ни сварить,— ответил бедняга.
— Если у тебя нет одной руки, то у меня нет обеих ног. Давай объединимся, может, легче будет прожить,— предложил Асан.
Так Асан и охотник подружились. Один из них охотился, приносил добычу, другой разделывал дичь, готовил пищу.
Случилось так, что безрукий друг Асана, охотясь, встретил молодую девушку и привел ее домой. Асан очень обрадовался ей. «Сестренка, мы тебя не тронем, лишь бы ты нам стряпала и стирала»,— попросил он девушку. Теперь они жили втроем. Друзья могли ходить на охоту вместе, и жить им стало веселей.
Однажды девушка не заметила, как погас огонь в очаге. Все ее старания снова его разжечь ни к чему не привели, и она уже отчаялась было, как вдруг вдалеке заметила дымок. Она пошла попросить огня и увидела старуху-мыстан. Набрав горячих углей, девушка отправилась домой, а мыстан, крадучись, выследила, где она живет.
На другой день, как только Асан с другом ушли, она явилась к девушке. «Доченька, почеши у меня в голове»,— попросила она девушку. Пока девушка чесала в ее голове, мыстан, положив ей голову на колени, вдоволь насосалась ее крови. Так старуха повадилась ходить каждый лень и заблаговременно убиралась, чтобы не попасться на глаза Асану. Девушка стала чахнуть день ото дня. Асан не мог понять, что происходит с несчастной. «Выведаю, отчего бедняжка чахнет»,— решил он. Наутро, как всегда, он будто собрался на охоту, а сам спрятался за хлевом. Через некоторое время пришла старуха-мыстан и занялась своим привычным делом: заставила девушку искать в голове, а сама принялась высасывать из нее кровь. Тем временем Асан выбрался из засады, подкрался к ним незаметно и схватил мыстан за горло. Он совсем бы ее придушил, если б она не взмолилась: «Асан, сыночек, я исцелю твои ноги, только не убивай!» Асан сказал: «Так и быть, если исцелишь — живи»,— и отпустил ее. Старуха лизнула обрубки его ног, и в мгновение ока Асан стал прежним Асаном. После того, как старуха сделала то же для его безрукого друга, Асан отпустил ее восвояси. Девушку он отвез в ее родной аул, распрощался со своим другом и поехал на поиски своей семьи.
Долго ли он ехал, но на пути повстречался ему маленький пастушок-оборвыш, бредущий за овцами. Асан расспросил мальчонку и узнал, что перед ним его собственный сын. Старшие братья заставили его сына пасти овец, а его жену — носить воду. К вечеру Асан пришел с сыном в аул своих братьев и укрылся в юрте своей жены. Рано утром старшие братья, разгневанные тем, что мальчик до сих пор еще не выгнал стадо на пастбище, пришли к юрте невестки и увидели своего брата, которого они когда-то, полуживого, бросили на старом становье.
Асан поднялся им навстречу. «Братья, вы причинили мне тяжкое зло, но на этот раз я вам прощаю, только не вздумайте повторять такое!»— сказал он им.
Братья помирились. Наконец добрый Асан обрел мир, покой и счастье.